Доступная среда

01

В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

О доступности образовательных услуг для

детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МАДОУ д/с № 25 «Сказка»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.

В МАДОУ д/с № 25 «Сказка» функционируют 3 группы компенсирующей направленности для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), которые посещают 44 воспитанника, среди них один ребёнок-инвалид.

Отбор детей в группы компенсирующей направленности осуществляется психолого

-медико-педагогической комиссией. Комплектование таких групп детьми осуществляется на основании индивидуального заключения ПМПК на каждого ребенка с рекомендациями о форме оказания коррекционно-развивающего сопровождения.


Зачисление в группы компенсирующей направленности производится только по письменному согласию родителей (законных представителей).

Цель организации компенсирующих (речевых групп) – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

В данных группах осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи . В МАДОУ д/с

№ 25 «Сказка» АОП ДО разработана, в соответствии с ФГОС ДО, с учетом ООП ДО, адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.Л.Б. Биряева и др., вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (авт. Н.В. Нищева),примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной.

 

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

Детский сад имеет одно отдельно стоящее здание 1979 года постройки Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.

Три центральных входа в здание и отдельные входы в группы первого этажа оснащены электронными замками. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением, здание ДОУ оснащено информационными табличками –

тактильно-контрастными пиктограммами с использованием шрифта Брайля.

 

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В Учреждении сформирована материально-техническая база для реализации образовательных программ, жизнеобеспечения и развития детей.

В МАДОУ д/с № 25 «Сказка» оборудованы помещения:

Групповые помещения – 10;

кабинет заведующего – 1;

методический кабинет – 1;

музыкальный зал – 1;

физкультурный зал – 1;

кабинеты учителей-логопедов-3;

комната для образовательной деятельности «Территория детства»-1;

кабинет для занятий дополнительного образования-1;

экологическая комната-1;

пищеблок – 1;

прачечная – 1;

медицинский блок – 1;

Для каждой группы отведены игровые участки, имеется спортивная площадка. Территория имеет ограждение, освещена, благоустроена и озеленена силами сотрудников и родителей. Разбиты клумбы, цветники, мини-огород, посажены различные виды деревьев и кустарников, оборудована экологическая тропа.

В учреждении оборудовано 10 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, занятий физкультурой, музыкой, средствами обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.

Для развития экологической культуры детей в каждой возрастной группе размещены центры озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями, красочные календари природы и погоды.

Разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, дидактические

игры. Группы оснащены необходимым материалом для экспериментирования: стол для игр с песком и водой, материалы для наглядного показа и детского исследования (глобусы, карты, макеты, иллюстрации, магниты, лупы, настольно – печатные игры), коллекции природных материалов.

В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров (пальчиковый, настольный, теневой, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций. В группах раннего возраста и младших группах – центр для театрализации и ряжения.

 

Спортивный зал

Спортивный залпредназначен для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных мероприятий, подвижных игр, физкультурно-оздоровительной работы с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Спортвный зал оснащен специальными тренажерами для детей: велотренажер

«Велосипед», мини-степпер, мини- гребля, беговая дорожка, тренажер «Бегущая по волнам».

В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование - гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь - мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, оборудование для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту. с, удовлетворяют потребность детей в движении.


Музыкальный зал

Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся ООД, досуги, праздники, утренники и развлечения.

Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно- методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр- драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портретами композиторов. Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально- методической литературой и дидактическими играми.

 

Кабинет «Территория детства»

Предназначен для диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кабинет разделен на учебную и релаксирующую зоны. В учебной зоне располагаются детские столы и стулья, стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей, игровой материал, развивающие игры и игрушки, интерактивная доска. Применение интерактивной доски на занятиях позволяет сделать их значительно интереснее и разнообразнее В релаксирующей зоне находится сухой бассейн, тактильная дорожка, кинетический песок, световой модуль для рисования песком.

 

Кабинет логопеда

Кабинет логопеда ДОУ представляет одно из звеньев единой системы коррекционной службы в образовании. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребенка с проблемами речевого развития.

В ДОУ оснащены 3 логопедических кабинета: Кабинет учителя-логопеда предназначен для:

-проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.

-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми. 1.Оснащение кабинета:

-зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;

-зеркала для индивидуальной работы;

-шкафы для хранения пособий;

-столы для детей;

-стулья детские;

-стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией;

-стол для песочной анимации.

2. Учебно-методические пособия:

а) для коррекционной логопедической работы:

по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);

по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);

по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);

по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа,

алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам

б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной

конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр "Чей силуэт", "Что сначала, что потом", "Путаница", "Нелепицы".

в) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.

г) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные

картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.

 

Информационные ресурсы, технические средства для образовательной деятельности воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Компьютерами оснащены кабинеты заведующего, методический кабинет, специалистов ДОУ. Ноутбуками и проекторами с экранами оснащены группы старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Локальная сеть обеспечена доступом к сети "Интернет". Оказание данных услуг осуществляется оператором связи Башинформсвязь

Разработан и действует официальный сайт МАДОУ http://25.dsishimbay.ru/ Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не предусмотрены .

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не предусмотрены.

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка;

музыкальные центры (музыкальный, спортивный залы);

магнитофоны (в каждой возрастной группе) ;

интерактивная доска( кабинет«Территория детства»);

проекторы с экранами (в старших и подготовительных группах);

видеокамера

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

 

Библиотечно - информационное обеспечение

В МАДОУ д/с № 25 «Сказка» библиотека является составной частью методической службы. Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах специалистов, группах детского сада. В Учреждении имеется:

Библиотека методической литературы по основным образовательным областям (физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие);

-Библиотека художественной литературы для детей (хрестоматии для чтения, сказки, стихи, рассказы отечественных и зарубежных писателей);

-Научно-популярная литература (энциклопедии, атласы);

-Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал.

В Учреждении создана и функционирует медиатека, включающая фонд видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций.

В каждой возрастной группе имеется банк необходимых учебно-методических пособий, рекомендованных для планирования образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС ДО и АОП ДО.

 

Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Медицинское обслуживание в Учреждении осуществляется на основании лицензии на право ведения медицинской деятельности, выдана Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития № ФС-02-01-001990 от 24 июня 2011 г. В соответствии со штатным расписанием учреждения, в МАДОУ д/с № 25

«Сказка» медицинское обслуживание воспитанников осуществляет старшая медицинская сестра, фельдшер.

В детском саду имеется медицинский блок, который по составу помещений и их площади соответствует санитарным правилам. Сюда входит: кабинет приема, процедурный кабинет, изолятор, туалет. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием.

В учреждении заключен договор с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Башкортостан «ГБУЗ РБ Ишимбайская ЦРБ» на медицинское обслуживание, которое включает в себя ежегодные профилактические осмотры воспитанников с привлечением специалистов и проведение профилактических прививок.

В начале и конце учебного года медицинская сестра и педагоги проводят обследование физического развития детей. Постоянно контролируется выполнение режима, карантинных мероприятий, проводится лечебно-профилактическая работа с детьми.

Ведется постоянный контроль за освещением, температурным режимом в ДОУ, за питанием.


Условия питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

В Учреждении организовано четырехразовое питание на основе примерного меню. Ужин для детей, посещающих дежурную группу по заявлениям родителей (законных представителей) воспитанников был отменен с 28 марта 2020 года в связи с запретом на объединение групп в период пандемии согласно Указа Главы Республики Башкортостан. Аутсорсинговой компанией, оказывающей услуги питания является ИП Еркаева Л.Н, с которой заключены соответствующие договора. В меню представлены разнообразные блюда, выпечка. Предусмотрен второй завтрак, воспитанники получают соки или фрукты. В ежедневный рацион питания включены мясо, овощи и остальные продукты (творог, курица, рыба 2-3 раза в неделю). В Учреждении организован питьевой режим.

Ежемесячно проводится анализ питания по натуральным нормам, подсчитывается калорийность. Со стороны администрации осуществляется постоянный контроль организации детского питания в группах. Ежедневно для контроля за организацией в соответствии с требованиями санитарных правил качественного и безопасного горячего питания воспитанников в детском саду проводится бракераж и делается запись в журнале бракеража готовой продукции. Оценку качества готовых блюд, кулинарного изделия осуществляет бракеражная комиссия. Выдача готовой пищи осуществляется только после проведения данного контроля. В течение года проводится С-витаминазиция третьего блюда.

Безопасность воспитанников и сотрудников МАДОУ д/с № 25 «Сказка» обеспечивает Отдел вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Ишимбайскому району и городу Ишимбай. В Учреждении в дневное время осуществляется пропускной режим силами сотрудников. Охрану Учреждения в ночное время обеспечивает ООО ЧОО

«Атлант», по периметру здания расположены 4 камеры видеонаблюдения. В МАДОУ имеется автоматическая пожарная сигнализация «Стрелец-Мониторинг, которую обслуживает» МОУ МР ИР РБ «Ишимбайская добровольная пожарная команда», первичные средства пожаротушения.

 

02

 

 

Нормативные документы

 

  1. Конвенция о правах инвалидов ;
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
  3. Российская Федерация федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 24 июля 1998 года № 124-ФЗ;
  4. Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157;
  5. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг.";
  6. Министерство здравоохранения и социального развития;
  7. ГОСТ Р 51261-99;
  8. ГОСТ Р 51671-2000;
  9. ГОСТ Р 52131-2003;
  10. Изменения-1-СП-59-133330-2012;
  11. СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605) ;
  12. Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602 "О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений";
  13. Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-От "О разъяснении статуса сводов правил-актуализированных СНиПов";
  14. Свод правил;
  15. "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Строительные нормы и правила Российской Федерации. СНиП 35-01-2001" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73);
  16. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008г.;
  17. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 "Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
  18. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН  2.4.2.3286-15" ;
  19. Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015гг Распоряжение РФ от 26.11.2012;
  20. Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020гг.;
  21. Госпрограмма-Развитие образования 2013-2020 гг.;
  22. Программа "Доступная Среда";
  23. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (информационно-справочный материал);
  24. Документы по доступной среде для ознакомления;
  25. Письмо Минобрнауки России от 31.08.2018 № ВК-2101/07 "О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении";
  26. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому";
 
ДОКУМЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  1. Приказ о назначении ответственных за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов podp
  2. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в-сфере образования  podp
  3. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР МАДОУ № 25podp
  4. Положение об оказании логопедической помощи в группах компенсирующей направленности podp
  5. Положение о психолого-педагогическом консилиуме МАДОУ podp
  6. Рекомендации родителям,воспитывающих  особого ребенка
  7. Содержание коррекционной работы с детьми с ТНР в МАДОУ
  8. Содержание работы с детьми с ОВЗ